Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

«Развитие ребёнка: особенности психики»

11.06.2023
135
0
08.06.2023 врач-психиатр Черенкова М.В. прочитала лекцию студентам медицинского колледжа на тему: «Развитие ребёнка: особенности психики».

Психическое развитие ребёнка дошкольного возраста охватывает период от 3-х до 6-7-ми лет, и соответственно делится на несколько этапов:

  • Младший дошкольный — от 3-х до 4-х лет.
  • Средний дошкольный — от 4-х до 5-ти лет.
  • Старший дошкольный — от 5-ти до 7-ми лет.

Отличительной особенностью психического развития ребёнка является момент игры, которая сопровождает все этапы его развития. Игра помогает развиться коллективистским задаткам и гуманному отношению к окружающим, отвлечься от происходящего и построить свой собственный мир. Постепенно от простейших игр с повторением монотонных действий, дети переходят к конструированию и обучающим занятиям. Общение со взрослыми тоже начинает носить познавательный характер, а ребёнок невольно начинает требовать отношения к себе как к равному.

Не менее важны взаимоотношения детей между собой. На разных возрастных этапах они носят разный характер. Для самых младших дошкольников характерен момент подражания, повторения действий вслед за взрослыми. С 3-х лет с помощью подражания усваиваются те или иные нормы поведения, начинаются первые игры с предметами. Часто они носят уже характер совместных действий.

У дошкольников среднего возраста немалое значение начинают играть сложившиеся в детском коллективе отношения. Именно по ним можно судить о степени коммуникабельности или наоборот замкнутости ребёнка. Развитие детей дошкольного возраста отмечено неустойчивостью психики, и часто их реакция на окружающих абсолютно непредсказуема. Воспитательный момент может оказать здесь неоценимую роль и вовремя скорректировать поведение ребёнка, не дав нанести травму его психике.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает согласовывать и чередовать свои действия с партнёром, он уже может контролировать действия других, исправлять свои и чужие ошибки. Возрастает не только активность действий ребёнка, становится шире набор элементов его труда и деятельности по образу взрослых. Одновременно ребёнок осваивает различные умения и навыки, которые позволяют ему самоутвердиться в коллективе. В итоге в дошкольном возрасте можно достичь такого уровня психического развития ребёнка, при котором помимо всех познавательных процессов будут задействованы речевые, сенсорные, двигательные процессы и ряд интеллектуальных навыков.

Сенсорное развитие ребёнка

Развитие ребёнка, основанное на ощущениях представляет собой ни что иное как совершенствование наглядных представлений. За счёт снижения порога чувствительности у ребёнка обостряется зрение, различение цветовой гаммы и высоты звуков, форм и веса предметов. Обследуя объекты, дети уже способны различить их характерные свойства. К сенсорным функциям подключается наглядно-образное мышление, которое потом перейдет в схематическое и логическое. Умение сопереживать героям сказок постепенно сменяется собственными видами творчества — лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Т.е. постепенно ребёнок от представлений переходит к практике. Развитие детей дошкольного возраста вступает в новую фазу — наступает момент оценки своих деяний, а значит момент нравственного воспитания. Ребёнку просто необходимо одобрение его поступков и поведения, похвала действий творческого характера. Развитие ребёнка все больше обуславливается воздействием внешних факторов и непосредственным личностным взаимодействием с ними.

Развитие речи у детей

По мнению психологов к 7-ми годам развитие речи у детей становится необходимым средством мышления и общения. Увеличивается словарный запас, ребёнок начинает правильно слышать и говорить. Он старается творчески развивать родной язык, к тому же развитие речи у детей начинает носить осознанный характер и активно включается в познавательный процесс. Рассказывая об увлекательных событиях, ребёнок пытается придать своей речи еще и эмоциональную окраску. В итоге в дошкольном возрасте ребёнок усваивает те же формы устной речи, что и взрослые. Задатки его психического развития раскрываются во всей полноте. Общение со сверстниками в этом случае становится более полноценным и способствует грамотному развитию речи у детей, а вместе с ним и развитому процессу мышления.